Юридическая компания

Правовая и методическая помощь в образовании

Работаем по всей России

Работа офиса:Пн-Пт/10-19

Звонок бесплатный по России

Разработка образовательной программы для лицензирования: юридические требования и практические шаги

Разработка образовательной программы – не просто творческая задача педагога и методиста. Это ключевой юридический документ, соответствие которого нормам напрямую влияет на получение лицензии. Неправильно оформленная программа – одна из самых частых причин отказа. Рассмотрим, как создать программу, удовлетворяющую требованиям лицензирующих органов.

Определите тип программы и нормативную базу

Первое и главное – четко понять, какую программу вы создаете, так как требования различаются:

  • Дошкольное образование: ФГОС ДО.
  • Общее образование (школа): ФГОС НОО, ООО, СОО.
  • Среднее профессиональное образование (СПО): ФГОС СПО по конкретной специальности/профессии.
  • Дополнительное образование детей и взрослых: Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», личные наработки преподавателя и прочее.
  • Дополнительное профессиональное образование (ДПО — повышение квалификации, профессиональная переподготовка): Профессиональные стандарты (при наличии), квалификационные требования, ФГОС ВО/СПО (как база), Порядок организации ДПО (Приказ Минобрнауки № 499).


Важно! Программа разрабатывается в соответствии с тем видом/уровнем образования, на который запрашивается лицензия.

Обязательные структурные компоненты программы

Лицензирующий орган проверяет наличие и содержание строго определенных разделов. Отсутствие любого из них – основание для отказа. Программа должна включать:

  1. Титульный лист:
    • Наименование организации.
    • Гриф утверждения (руководитель организации, дата, номер приказа).
    • Название программы (точно отражающее содержание).
    • Вид/уровень/направленность программы.
    • Срок освоения (в часах, месяцах/годах).
    • Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная, дистанционная).
    • Целевая аудитория (для кого предназначена).
    • Город и год разработки.
  2. Пояснительная записка:
    • Актуальность и цель программы.
    • Задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные — в зависимости от типа).
    • Планируемые результаты освоения программы: Конкретные знания, умения, навыки, компетенции (для ДПО — в соответствии с профстандартом/квалификационными требованиями). Это ключевой раздел!
    • Нормативные основания разработки (ссылки на ФГОС, профстандарты, Приказ №499 для ДПО и т.д.).
    • Сроки освоения и общая трудоемкость (в академических часах, с разбивкой на виды занятий при необходимости).
    • Форма(ы) обучения.
    • Режим занятий (для очных форм).
    • Характеристика целевой группы.
    • Описание применяемых образовательных технологий, методов обучения и форм организации занятий (особенно важно для онлайн-курсов – детально описать ДОТ/ЭО).
    • Описание форм аттестации и оценочных материалов (экзамены, зачеты, тесты, проекты, практические задания – как и когда проверяется достижение планируемых результатов).
    • Для ДПО – указание на квалификацию (разряд, категорию), присваиваемую по итогам профпереподготовки.
  3. Учебный план:
    • Таблица с перечнем учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
    • Трудоемкость каждого (в часах).
    • Распределение по семестрам/периодам обучения (если применимо).
    • Виды учебной работы (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, стажировка, форма контроля).
  4. Рабочие программы/содержания программ учебных предметов/курсов/дисциплин (модулей).
    Каждый элемент учебного плана должен иметь свою детализированную рабочую программу, включающую:
    • Цели и задачи модуля/предмета.
    • Планируемые результаты (в рамках этого модуля).
    • Содержание тем/разделов.
    • Календарно-тематический план (с распределением часов по темам и видам занятий).
    • Описание образовательных технологий и методов.
    • Описание форм контроля по модулю и критерии оценки.
    • Перечень основной и дополнительной учебной литературы, ресурсов (включая электронные).
    • Материально-техническое обеспечение (особые ПО, оборудование, если нужно).
  5. Программа практики (если предусмотрена):
    • Цели, задачи, виды практики.
    • Содержание и этапы.
    • Формы отчетности и аттестации.
    • Базы практики (если известны).
  6. Оценочные материалы:
    • Конкретные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной/итоговой аттестации: тестовые задания, экзаменационные билеты, темы рефератов/курсовых, кейсы, практические задания, критерии их оценки. Они должны прямо соответствовать заявленным планируемым результатам.
  7. Учебно-методические материалы:
    • Список основной и дополнительной литературы (учебники, пособия, нормативные акты) с выходными данными.
    • Перечень электронных образовательных ресурсов (ссылки, доступы).
    • Методические рекомендации для преподавателей и обучающихся.
  8. Кадровое обеспечение:
    • Сведения о преподавателях, которые будут вести программу (ФИО, должность, квалификация, ученая степень/звание, опыт работы, подтверждающие документы — дипломы, сертификаты). Их квалификация должна соответствовать преподаваемым дисциплинам и требованиям к должности.

Ключевые требования к содержанию и оформлению 

  • Соответствие ФГОС/Профстандартам: Содержание программы, планируемые результаты и трудоемкость должны строго соответствовать требованиям соответствующего ФГОС или квалификационным требованиям профстандарта (для ДПО). Отклонения возможны только в сторону углубления/расширения.
  • Достижимость результатов: Планируемые результаты должны быть конкретными, измеримыми и достижимыми за заявленный срок. Формы аттестации должны объективно их проверять.
  • Полнота и логичность: Все разделы программы должны быть логично связаны: Пояснительная записка -> Учебный план -> Рабочие программы модулей -> Оценочные материалы. Отсутствие логической связи – красный флаг для проверяющего.
  • Актуальность нормативных актов. Обязательно указание источников законодательства в актуальной редакции.
  • Уникальность и авторство: Программа должна быть разработана (или существенно адаптирована) вашей организацией. 
  • Оформление: Четкая структура, нумерация страниц, отсутствие грамматических ошибок, аккуратный вид. Все приложения (оценочные материалы, КТП и т.д.) должны быть в наличии.

Процедура утверждения программы внутри организации

Программа становится юридически значимой только после внутреннего утверждения в зависимости от вида программы:

  1. Внутренняя экспертиза: Рассмотрение программы на методическом совете (или ином экспертном органе) организации. Фиксируется протоколом.
  2. Педагогический совет: Обсуждение и рекомендация к утверждению (протокол).
  3. Утверждение руководителем: Издание приказа об утверждении образовательной программы с указанием ее названия, срока действия. К приказу прикладывается окончательная версия программы.

Типичные ошибки, ведущие к отказу в лицензии

  • Отсутствие обязательных структурных разделов (чаще всего — оценочных материалов или детализированных рабочих программ модулей).
  • Несоответствие планируемых результатов требованиям ФГОС/профстандарта.
  • Несоответствие объема программы нормативным требованиям (особенно критично для ДПО: профпереподготовка – от 250 ч., повышение квалификации – от 16 ч.).
  • Формальное описание ДОТ/ЭО для онлайн-программ (без детализации технологий и платформ).
  • Отсутствие утверждения (приказа руководителя).
  • Использование устаревшей нормативной базы или литературы.
  • Недостоверные сведения (например, о материально-технической базе).

Рекомендации по разработке и оформлению

  • Начинайте с ФГОС/Профстандарта: Четко определите требуемые результаты и объем часов.
  • Используйте шаблоны и примеры, но не копируйте слепо. Адаптируйте под свои цели, аудиторию и ресурсы.
  • Уделите особое внимание оценочным материалам: Они – доказательство того, что вы сможете проверить достижение заявленных результатов.
  • Проведите внутренний предлицензионный аудит программы: Привлеките методиста и юриста, чтобы проверить полноту, соответствие нормам и оформление до подачи в лицензирующий орган.
  • Соблюдайте внутреннюю процедуру утверждения: Без приказа программа недействительна.

Помощь профессионалов

Разработка юридически безупречной образовательной программы – сложная задача. Юристы компании «Арма», специализирующиеся на образовательном праве и лицензировании, помогут вам:

  1. Определить точные требования ФГОС/профстандартов к вашей программе.
  2. Разработать структуру программы, соответствующую нормам.
  3. Сформулировать корректные планируемые результаты.
  4. Проверить соответствие объема часов и содержания.
  5. Подготовить юридически грамотные оценочные материалы.
  6. Организовать процесс внутренней экспертизы и утверждения.
  7. Провести аудит готовой программы на предмет соответствия лицензионным требованиям.


Образовательная программа – не формальность, а фундамент вашей образовательной деятельности и ключ к получению лицензии. Ее разработка требует глубокого понимания нормативной базы, педагогического дизайна и юридических тонкостей. Инвестируя время и ресурсы (включая юридическую экспертизу) в создание качественной, соответствующей всем требованиям программы, вы не только повышаете шансы на успешное лицензирование, но и закладываете основу для эффективного и легального образовательного процесса. Не рискуйте – доверьте разработку или аудит программы специалистам!

Приглашаем в социальные сети «АРМА»:

В наших сообществах, вы найдете свежие новости, доступные расшифровки законов, ценные рекомендации по документообороту и особенностям работы с Рособрнадзором и Роспотребнадзором. Мы рассказываем, как законно и эффективно вести образовательную деятельность, предоставляя вам нужные знания и поддержку на каждом этапе.

Присоединяйтесь к нам в VK и Telegram, чтобы всегда быть на шаг впереди!
error:

Обратный звонок

Оставьте Ваш номер телефона и мы свяжемся с Вами через 3 минуты

Или свяжитесь с нами самостоятельно:

Специальное предложение: оформление лицензии — 12% только в июне

Оставьте заявку до конца мая — и получите
выгодные условия!

Или свяжитесь с нами самостоятельно:

Специальное предложение: оформление лицензии — 10% только в июле

Оставьте заявку до конца июля — и получите
выгодные условия!

Или свяжитесь с нами самостоятельно:

Оставить заявку

Или свяжитесь с нами самостоятельно:

Закажите аудит

Или свяжитесь с нами самостоятельно:

Получите аккредитацию учебного центра по охране труда в 2025-26 гг.

Или свяжитесь с нами самостоятельно:

закажите бесплатную
консультацию эксперта

Или свяжитесь с нами самостоятельно:

закажите бесплатную
консультацию эксперта

Или свяжитесь с нами самостоятельно: